Арпеджио (итал. Arpeggio - играть как на арфе) - принцип игры аккордов, при котором звуки аккорда берутся последовательно один за другим. В результате повторения комбинации звуков, образовывается в правой руке паттерн — рисунок, который повторяется, гитаристу нужно только менять аккорды в левой руке. Таким образом достигается разнообразие аккордовой последовательности, и аккомпанемент становится заметно интереснее.
В народе этот прием называют перебором, само название пошло исходя из того, что мы видим, а видим мы как пальцы перебирают струны. Относительно меня, я привык более к академическому названию – арпеджио. В сегодняшнем уроке поговорим об арпеджио (перебор) на гитаре.
Название пальцев или аппликатура
Чтобы понимать, как играть арпеджио (переборы) на гитаре и арпеджио получались с легкостью нужно знать названия пальцев, аппликатуру правой руки. Важно строго придерживаться аппликатуры при изучении арпеджио. Иначе могут возникнуть неудобство при ускорении арпеджио и сложность в достижении автоматизации движения, так как арпеджио зачастую это повторяющийся рисунок.
Аппликатура правой руки
Теория расположения струн
Если мы посмотрим на гитару, мы увидим струны и стразу можно отметить про себя, есть струны тонкие, а есть толстые. Первая струна самая тонкая, далее равномерно утолщается последующая струна на гитаре и заканчивается шестой самой толстой струной если это шестиструнная гитара.
- Первая, вторая и третья струны называются – дисканты.
- Четвертая, пятая и шестая струны называются – басовые.
Давайте теперь рассмотрим какой палец за что отвечает при игре арпеджио на гитаре.
Русский | Испанский | Абревиатура | Играющая струна |
большой палец |
Pulgar |
p |
6, 5 , 4 |
указательный палец |
Indice |
i |
3 |
средний палец |
Medio |
m |
2 |
безымянный палец |
Anular |
a |
1 |
Большой палец (p) – в основном отвечает за басовые струны, также могут быть разные комбинации при игры на гитаре арпежио, когда большой палец играет разную роль, например в качестве баса используется третья струна.
Указательный (i), средний (m), безымянный (a) – отвечают за струны дисканты, а также отталкиваясь от конкретного случая, следуя строго по аппликатуре, которую написал гитарист профессионал.
5 популярных арпеджио на гитаре
Арпеджио 1
Это самое популярное арпеджио на гитаре, его может наиграть кто угодно, играть можно в балладных песнях, а вот насколько правильно вы это арпеджио играете, вы можете себя проверить.
Арпеджио 2
Это арпеджио на гитаре, подойдет для лирической песни, но в этот раз с более активным звучанием. При изучении играть и считать в слух (1 – и – 2 – и – 3 – и – 4 – и) и обязательно следуйте аппликатуре, которая записана между нотами и табулатурой. Особое внимание уделите первой и второй струне, следите за равномерностью звучания.
Арпеджио 3
Это ломанное арпеджио на гитаре, подойдет для лирической песни, его играть не сложно если при изучении будете считать в слух (1 – и – 2 – и – 3 – и – 4 – и ) и обязательно следуйте аппликатуре которая записана между нотами и табулатурой.
Арпеджио 4
Еще один вид ломанного арпеджио на гитаре, подойдет для лирической песни. При изучении обязательно следуйте аппликатуре, которая записана между нотами и табулатурой, также не забывайте считать в слух (1 – и – 2 – и – 3 – и – 4 – и).
Арпеджио 5
Это арпеджио на гитаре, подойдет для активной песни, с шагающим или все время меняющимся басом. При изучении обязательно следуйте аппликатуре, которая записана между нотами и табулатурой. Особое внимание уделите первой, второй и третьей струне, следите за равномерностью звучания.
Заключение
В мире существует очень большое количество арпеджио для гитары, но например в песенной форме, люди в основном используют самые удобные и проверенные временем арпеджио. Обязательно при изучении придерживайтесь аппликатуре, выполняйте арпеджио в медленном темпе добившись автоматизма в движении. Сначала смотрите на правую руку, затем постепенно отводите взгляд от правой руки и постарайтесь почувствовать струны. Придерживаясь вышесказанных советов с каждодневной практикой, и я Глущенко Сергей уверен, что вы будете все больше и больше чувствовать уверенность при игре арпеджио на гитаре.