В нашем мире все имеет размер, одежда и обувь, автомобили и запчасти, из которых созданы автомобили, имеют размеры гитары для детей и для взрослых. Размер затронул и музыку, разумеется, гитарная музыка также имеет размерность. Я уверен, что вы уже знаете хотя бы один музыкальный размер, если вы вспомните звучания вальса вы точно угадаете его размерность. В моем случае, когда проходят уроки игры на гитаре и мы касаемся темы музыкального размера я всегда наигрываю небольшие композиции и ученики всегда с легкостью угадывают размерность вальса.
Давайте приступим к разбору этой небольшой темы, чтобы каждый начинающий гитарист, который зашел на эту страничку сказал: “это ж так просто…”.
Пульсация и доля
Первое с чего нужно начать, это понять всем телом, что такое пульсация. Например, вы включаете свою любимую гитарную композицию и от удовольствия начинаете отстукивать ногой ритм это и будет равномерная ритмическая пульсация, которая на музыкальном языке называется - доля.
Доли выстраиваются в небольшие группы звуков, которые в свою очередь организовано чередуются по своей силе. Первая доля самая сильная, сразу давайте запомним правило, расстояние от одной сильной доли до следующей в музыке называется тактом. Перед каждой первой долей пишется тактовая черта, таким образом мы разделим нотный стан на такты.
- Такт
- Тактовая черта
Постарайтесь прислушаться и услышать в музыке доли, акцентированные доли называются сильными долями, а неакцентированные слабыми, четкое чередование сильных и слабых долей и будут задавать музыке такт. Если вспомнить как маршируют солдаты, возникает ассоциация марша. Раз – левая нога, два – правая нога. Марш – размер 2/4. Если вспомнить бал на котором танцуют люди одетые в красивые костюмы, вы заметите как танцоры пульсируют, раз – два – три. Это размер вальс – размер 3/4.
Метр
Пришло время разобраться с вопросом метра. Организация пульсации долей и тактов в музыке называется метр. Метр записывается двумя числами, которые называются таковым размером. Тактовый размер записывается на начале каждого произведения.
Тактовый размер
Рассмотрим подробнее что означают эти цифры.
Верхняя цифра говорит гитаристу о количестве долей в такте. В нашем случае три доли, следовательно считать мы будем до трех.
Нижняя цифра говорит гитаристу о длительности ноты, которая является единицей этого тактового размера.
В нашем случае это четвертная длительность, также часто можно встретить в тактовом размере восьмые длительности и разные вариации, все зависит от музыкальной задумки композитора.
Размеры бывают двухдольные и трехдольные, эти метры относятся к простым, так как имеют две или три доли при одном акцентированном звуке.
Двухдольный тактовый размер – две четверти
Трехдольный тактовый размер – три четверти
Сложными - называются размеры, образующиеся от слияния в последовательности простых тактовых размеров.
Четырехдольный тактовый размер – четыре четверти
Шести дольный тактовый размер – шесть восьмых
Последней ступенькой про тактовый размер будет смешанный, нечетный, несимметричный размер. Смешанный размер на мой взгляд понятный от самого названия, смешанный размер образуется объединением (смешением) двухдольных и трёхдольных размеров.
Послушайте популярную джазовую композицию, которая написанная автором Dave Brubeck в размере пять четвертей и называется Take Five, исполняет Gary Ryan.
Я думаю, всех меломанов эта композиция не оставит равнодушными или ощутите полиритмию размера 7/4 в композиции Unsquare Dance также от Dave Brubeck.
Чтобы подытожить эту статью хочу подметить, размер в музыки очень важная тема, эта тема достаточно проста, в тоже время в ней легко запутаться, очень важно на начальном этапе досконально разобраться. Потому что умение считать, работать с разными ритмическими размерами выработают у вас чувство ритма, пульсацию, вы сможете понять, что имел ввиду автор произведения, разгадать древний ритмический шифр под названием ритм чтобы в итоге сыграть прекрасное произведение ритмично и уверенно. Я Сергей Глущенко и Школа гитары Serenada желаю творческих успехов и вдохновения.