Ритм современного человека наполнен огромным количеством информации, начиная от лент социальных сетей, рабочих писем, сообщений из мессенджеров, серфинг новостей, игр на телефоне, напоминаний, картинок, видео и прочими. Все это превращается в огромнейший клубок информации, который для нас не всегда бывает полезным. Естественно, если вы не живете где-то в глубинке, где нет интернета и других благ цивилизаций.
За свою деятельность преподавания гитары, наблюдаю следующую картину, дети как ни странно очень сосредоточенны игрой на гитаре. В естественной обстановке они вовлечены на занятии и даже не балуются на уроке. Подростки на занятии даже более сосредоточены на чем-то одном, нежели среднестатистический взрослый на занятии. Общаясь с родителями детей и сам являясь отцом, наблюдая за женой, я обнаружил следующее.
Детьми заниматься родители, в основном жены, они планируют рабочий день, нормируют время провождение за компьютером, планшетом, телефоном. Записывают на разные кружки, музыку, рисование, спорт – это и есть хорошее развитие. У детей количество полезной информации больше по сравнению со взрослыми. Взрослые часто отданы сами себе и не всегда следят за своим времяпровождением. Бывает полезная информация, но часто это просто «шум», например, как игра в телефоне, который лучше заменить приятной тишиной и спокойствием. Таким образом дать себе моральный отдых.
Я благодарен судьбе, что имею возможность общаться с людьми разного рода деятельности. По моим наблюдениям, нехватка концентрации прослеживается у людей многозадачных специализаций.
- Подумайте, сколько вы ставите задач на день?
- Сколько берете обязательств выполнить работу в срок?
В наше время, когда человек имеет доступ к обширному потоку беспрерывной информации, стараться делать все самому, считается уже как норма, что приводит к рефлексу, быстрой смены фокуса. Давайте подумаем, что связывает между собой занятия игрой на гитаре и сосредоточенность? Что такое концентрация — это насколько сильно человек способен погрузиться в одну деятельность.
Мои любопытные наблюдения следующие. Когда ученик приходит на первые занятие по игре на гитаре, обучение начинается с простых упражнений. Постепенно набираясь опыта наш гитарист уже может выучить произведение на 1-2 листа. Но вот сыграть от начала до конца не всегда получается.
Часто от ученика гитариста можно услышать такие слова: “хм… играл, и о чем-то начал думать… что-то сбило с толку… играл и резко вылетело из головы… думаю про работу… и т.д.”
У хорошего педагога всегда найдется совет по работе над произведением, а с этими советами будет развиваться и концентрация, ощущение целостности произведения и т.п.
Хоть я и отдан педагогике в целом, я тоже практикуюсь каждый день на гитаре. Я опишу вам свои соображение. Игра на инструменте на первый взгляд может быть немного сравниваемая с медитацией. Но вот только игра на гитаре или другом инструменте немного сложнее. Нужно хорошо выучить текст, научить пальцы прижимать качественно струны. И только потом уже играть на гитаре, запомнить мелодию, при игре думать наперед играющих пальцев. А чтобы добавить произведению гибкости и красоты продумать динамику и естественно завораживающе подсматривать на гриф гитары.
В тот момент, когда музыкант играет на гитаре, сосредоточенность музыканта над исполнением должна быть на высшем уровне, иначе мы не сможем сосредоточиться и услышим всеми нам знакомое: “ …играл и резко вылетело с головы…”
Когда вы сыграете несколько произведений от начала и до конца, то вы научитесь правильно над ними работать. Это вырабатывает благородный навык, а именно доделывать все до конца. Понимать процесс становления результата и главное вознаграждение — это не только сосредоточенность, а умение играть на гитаре, больше понимать музыку на концертах, расширение музыкального и стилистического кругозора. А маленькой изюминкой послужит приятное и любимое хобби всей жизни. Вдохновляйтесь и занимайтесь!
С уважением, Сергей Глущенко
редактор Александра Глущенко